Бизнес модель – это своего рода план компании по получению прибыли. Он определяет продукты или услуги, которые бизнес будет продавать, целевой рынок, который он определил, и ожидаемые расходы. Новый бизнес в процессе развития должен иметь бизнес модель, хотя бы для того, чтобы привлекать инвестиции, помогать ему набирать таланты и мотивировать менеджмент и персонал.
Штатные предприятия должны часто пересматривать и обновлять свои бизнес планы, иначе они не смогут предвидеть тенденции и проблемы, которые будут впереди. Инвесторам необходимо пересмотреть и оценить бизнес планы компаний, которые их интересуют.
Типы бизнес моделей
Существует столько типов бизнес моделей, сколько существует типов бизнеса. Прямые продажи, франчайзинговые, рекламные и обычные магазины – всё это примеры традиционных бизнес моделей. Есть также гибриды, такие как компании, которые объединяют интернет-розничную торговлю с обычными магазинами. В рамках этих широких категорий каждый бизнес-план уникален.
Преимущества бизнес модели
Успешные компании приняли бизнес модели, которые позволяют им удовлетворять потребности клиентов по конкурентоспособной цене и с устойчивыми затратами. Со временем многие предприятия время от времени пересматривают свои бизнес модели, чтобы отразить меняющиеся условия бизнеса и требования рынка.
Аналитики и инвесторы оценивают успех бизнес модели одним из способов, глядя на валовую прибыль компании. Валовая прибыль – это общий доход компании за вычетом стоимости проданных товаров. Сравнение валовой прибыли компании с её основным конкурентом или отраслью проливает свет на эффективность и результативность ее бизнес-модели.
Бизнес модель – это практическое рабочее описание, которое включает в себя общие сведения об операциях бизнеса. Компоненты, содержащиеся в модели, будут охватывать все функции бизнеса, включая такие факторы, как расходы, доходы, операционные стратегии, корпоративная структура, а также процедуры продаж и маркетинга. Вообще говоря, всё, что связано с повседневной функциональностью корпорации, можно назвать частью бизнес модели.
В рамках бизнес модели необходимо учитывать внутренние факторы, связанные с текущей деятельностью компании. Это будет включать определение и отделов внутри компании, а также процедуры, которые определяют создание должностей и должностных обязанностей в каждом отделе. Управление всеми департаментами также является важным компонентом модели, так же как и определения обязанностей руководителей в организации. Бизнес операции, такие как производственные мощности, определение производственного процесса и учёт трудовых потребностей для производства продуктов, также являются частью бизнес модели.
Внешние факторы также являются частью комплексной бизнес модели. Главным среди этих элементов является определение целевой аудитории потребителей товаров и услуг, производимых корпорацией. Этот единственный элемент определения целевой аудитории будет влиять на форму и функцию как маркетинговых, так и коммерческих усилий компании, что, в свою очередь, повлияет на общую стоимость производства каждой единицы продукта. Бизнес модель будет учитывать эту информацию и устанавливать розничные цены, которые позволят компании работать с прибылью при условии, что определенный уровень продаж реализуется последовательно.
Бизнес операции, проблемы и прогнозы продаж и маркетинга, затраты на рабочую силу и организационная структура – всё это важные компоненты бизнес модели. Использование комплексной модели помогает компании сосредоточиться на основной задаче, а периодические обзоры и обновления помогают поддерживать соответствие модели текущим экономическим условиям и требованиям потребителей.