Каждый бизнес должен иметь свой бизнес-план. За один день кредиторы и инвесторы могут увидеть сотни бизнес-планов. Сделайте так, чтобы ваш бизнес-план выделялся на фоне остальных, и избегайте этих распространенных ошибок. К сожалению, несмотря на то, что многие из базовых бизнесов жизнеспособные, подавляющее большинство планов вряд ли стоят потраченной бумаги, на которой они напечатаны.
Большинство “плохих” бизнес-планов имеют одну или несколько из следующих проблем:
1. Вы не доказываете, что у вас есть опыт управления. Качество подготовки ваших сотрудников придаст достоверность вашим идеям и даже финансовым прогнозам. Если ваша управленческая команда не так сильна, как могла бы быть, объедините усилия с Большим советом консультантов.
2. Не демонстрируете, откуда будет поступать ваш доход – как клиенты платят вам и почему они платят вам. Не будьте слишком агрессивными в определении прогнозов доходов, иначе вы подорвете свой авторитет.
3. Не доказываете, что ваша бизнес-модель и долгосрочная структура затрат достаточно хороши, чтобы получить реальную прибыль. Как ваш бизнес будет зарабатывать деньги – какова ваша маржинальная структура, каковы ваши издержки?
4. Недостаточно чёткое описание вашего продукта, чтобы читатель мог быстро увидеть потребность и нишу для этого продукта. Вам это может показаться очевидным, но не читателю, не сведущему в вашем деле.
5. Не доказываете, что рыночная возможность достаточно велика, чтобы ею заинтересоваться. Насколько велик ваш рынок сейчас и как он будет выглядеть через 5 лет?
6. Неадекватное признание ваших конкурентов. Инвесторы знают, что если нет ощутимой конкуренции, то может и не быть рынка для того, что вы предлагаете. Чем лучше вы можете описать своих конкурентов, тем лучше вы понимаете свой рынок, и тем больше вероятность, что вы будете доминировать на нём.
7. Не пишите для целевой аудитории. Хотя суть одна и та же, план должен быть написан с точки зрения банков и инвесторов. Сделайте всё возможное, чтобы адаптировать свой бизнес план к конкретным интересам аудитории, чтобы показать, что вы сделали свою домашнюю работу и знаете, с кем разговариваете.
8. Начинаете со скучного, без энтузиазма резюме. Это первый раздел, который будут все читать, и если он не будет захватывающим, остальное может никогда не быть замечено. Сделайте этот раздел с энтузиазмом. Он должен стоять особняком и вызывать интерес к большему. Он заслуживает всех тех мыслей, которые вы вложили бы в профессионально сделанную рекламную статью для своих клиентов.
9. Плохая презентация. Если у вас есть опечатки и грамматические ошибки в вашем бизнес-плане, читатель будет считать, что работа, которую вы делаете в своем бизнесе, тоже выполняется небрежно.
10. Слишком много говорите. Весь план должен занимать не более 30 страниц, а резюме – не более 3 страниц. Если инвесторы заинтересованы, они запросят любую другую информацию, которая им нужна. Дилетанты говорят в бизнес-плане о несущественных деталях, потому что они не знают, что им следует говорить, а что нет. Наймите профессионального редактора, чтобы уменьшить количество страниц и помочь вам подчеркнуть свои сильные стороны.
Написание бизнес-плана – это тяжелая работа, многие люди тратят год или больше на написание своего плана. На ранних стадиях составления бизнес-плана очень полезным может быть программное обеспечение. Но самая трудная часть – это разработка целостной картины бизнеса, которая имеет смысл, привлекательная для других и обеспечивает разумную дорожную карту на будущее. Ваши продукты, услуги, бизнес-модель, клиенты, план маркетинга и продаж, внутренние операции, управленческая команда и финансовые прогнозы должны быть неразрывно связаны друг с другом. Если они этого не сделают, вы никогда не сможете поднять свой бизнес с земли.