На набережную в Нововятске съехались все критические службы. Поступил сигнал о обнаружении подозрительного предмета. Как выяснилось, на береговой зоне он оказался не случаем.
Информация поступила около половины одиннадцатого. Находка походила на гранату. На пространство обнаружения сходу выехали представители всех критических служб, включая группу разминирования ОМОН Росгвардии. Эту часть берега местные обитатели именуют нововятским эхом войны. Довольно пройти несколько сотен метров и можно в деталях учить странички военной истории.
АЛЕКСЕЙ ФОМИНЫХ, РЕЖИССЕР ГТРК «ВЯТКА»:
«Вот практически без подготовки полная ладонь деталей от гранат. Здесь вся земля усеяна военным железом».
Отысканные детали боеприпасов — наследство работы мастерской под номером 608. Перед ней была поставлена задачка. Собирать и снаряжать ручные гранаты Ф-1 и РГ-42. 1-ая продукция ушла на фронт в осеннюю пору 41-го.
ВЛАДИМИР ОГОРОДНИКОВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ МУЗЕЕМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ:
«Я владею таковыми данными, что к концу 45 года, с эстакады отгружалось раз в день по 6-8 вагонов гранат».
На производстве снарядов трудились рабочие из промартелей, колхозники, эвакуированные граждане. Корпуса для гранат и запалы к ним в мастерскую поначалу поступали с заводов. Позже их стали изготовлять на месте.
В различные годы вокруг мастерской находили множественные фрагменты гранат. Известен вариант, когда во дворе 1-го из домов даже отыскали целый ящик Ф-1.
АЛЕКСЕЙ ФОМИНЫХ, РЕЖИССЕР ГТРК «ВЯТКА»:
«Нужно быть осторожнее. Такие объемы боеприпасов не могли пройти безо всяких следов. Нужно уделять свое внимание на все предметы, вызывающие подозрение, и верно сделали, что вызвали спецслужбы. Боеприпас, пролежавший десятилетия в земле, может нести огромную опасность».
В процессе осмотра было установлено, что предмет является гранатой со следами коррозии. В особом контейнере ее вывезли за город на полигон, где она и была уничтожена.