Сарафанное радио: откуда пошла мода на многослойность и в чем сила сарафана — fargo-online.ru

Создатель блога Let’s Fly to Paris Рената Ибрагимова заглядывает в историю российского костюмчика, чтоб найти там несколько предвестников современных глобальных трендов.

Так повелось в фэшн-мире: когда возникает какой-либо всепригодный тренд, он сходу уходит в массы. It-girls, блогеры, франты, знаменитости — пойди найди тех, кто не поддался той либо другой тенденции. Например, поутихший тренд на платьица поверх футболок.

Почти все радуются — дескать, наконец, к чему эти ночные сорочки носить, да к тому же с футболками? Как будто данной для нас манеры не было еще в 90-х… Но я здесь решила копнуть поглубже и изловила себя на мысли, что это сочетание уж весьма российское и ассоциируется со старенькым хорошим сарафаном. Носить платьице поверх рубах — реальный древний славянский тренд. 

1-ое упоминание сарафана (слова, к слову, с персидскими корнями) зафиксировано в 1376 году в Никоновской летописи. Так называлась длинноватая мужская распашная одежка. C XVII века сарафан перешел в дамский гардероб и отныне стал неотъемлемой частью российского народного костюмчика.

 

У всякого региона были свои пользующиеся популярностью фасоны, почти все из которых, к слову, странствовали вкупе с переселенцами. Вообщем, можно выделить четыре главных фасона:

    туникообразный (состоящий из 2-ух полотнищ, без шва);
    косоклинный (два полотнища впереди и одно сзаду, со швом впереди);
    прямой либо столичный — самый пользующийся популярностью крой (состоящий из нескольких цельных кусков ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), собранных сверху в маленькие складки);
    и — сарафан с лифом (состоящий из пышноватой юбки и плотно прилегающего лифа).

Сарафан различался удобством и красочностью. Калоритные и пестрые, почаще всего они были сшиты из материи бардовых, карих, желтоватых и голубых цветов. В качестве декора выбирали пуговицы, галуны, узоры и, естественно же, вышивку, над которой трудились сами обладательницы наряда. Таковым образом предмет гардероба становился самостоятельными шедевром, воплощающим внутри себя разные примеры обычного российского декоративно-прикладного искусства. 

Самобытный и аутентичный, сарафан стал табу для высших сословий в период петровский реформ. К счастью, Екатерина II решила возвратить сарафану былую значимость и популярность, а позже указ Николая I сделал сарафан одним из парадных облачений придворных дам (не забываем и о волне патриотизма, поднявшейся на фоне войны с Наполеоном).

В итоге эти наряды имели не настолько не мало общего с извечно русским допетровским сарафаном, быстрее, это была фантазия на тему. Так, чудилось, и дожил бы сарафан до наших дней, но, как досадно бы это не звучало, пришла революция, и этот предмет гардероба стал историей, перевоплотился в музейный экспонат.  

В чем же красота сарафана? Наверняка, в его простоте и в том, что он несет внутри себя наследство декоративно-прикладного искусства наших родных земель. Узоры, которыми украшали сарафаны, ленты, сама ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) — все делалось вручную, а многолетние традиции рукоделия передавались из поколения в поколение. Украшающие ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) узоры непременно несли определенный смысл и оставались тихим, но ясным отголоском языческого прошедшего. А еще фасоны и традиции сарафана отличались в любом регионе, что создавало доп связь с праотцами. Все это делает сарафан не обычным предметом гардероба, а монументом культуры и носителем ценной инфы. 

Любопытно, вроде бы сложилась судьба российского сарафана, если б не указ Петра I о европеизации одежки? Почти все страны в погоне за европейскими обычными утратили свою связь с классическом костюмчиком, и это по-настоящему обидно. Каким-то чудом уцелел индийский костюмчик во всех собственных ярких проявлениях — и это при колониальном гнете. В остальных азиатских странах классические наряды время от времени надевают по праздничкам и особенным случаям. Также дизайнеры с огромным старанием адаптируют национальную одежку под современные престижные требования. У нас как-то не задалось. Но, может быть, еще не все потеряно, и когда-нибудь найдутся энтузиасты, которые возвратят сарафану былую славу.

Рената Ибрагимова, Let’s Fly to Paris

Оцените статью