Первый год в жизни малыша — это именно тот этап, на котором закладываются основы развития и формируются основные элементы поведения. Формирование его как личности сильно зависит от тех ценностей, которые будут заложены в первый год жизни.
Очень важно, чтобы ребенок испытывал в основном положительные эмоции, так как в этот период жизни идет становление эмоциональной стороны: появляются хорошие привычки и плохие, формируется представление об окружающем мире. Задача родителей в данный период создавать только теплую, красочную атмосферу для ребенка. Такие условия благотворно влияют на развитие малыша. Он должен всегда чувствовать желание матери с ним общаться, иначе отсутствие материнского внимания может привести ребенка к болезни. Но и не стоит слишком приучать к рукам, потому что впоследствии малышу будет труднее адаптироваться к внешнему миру. Необходимо всегда учитывать физическое развитие организма, чтобы физические занятия соответствовали возрасту ребенка.
Четыре этапа в воспитании ребенка до года
Воспитание ребенка с первых дней до года подразделяется на четыре важных этапа:
- с первых дней рождения до трех месяцев;от четырех месяцев до шести;с семи месяцев до девяти;с десяти месяцев до двенадцати.
На первом этапе важно приучить ребенка засыпать самостоятельно, не укачивая его. Постараться, чтобы ребенок, находясь в кроватке, мог самостоятельно себя развлекать. То есть наблюдать за внешним миром, естественно, в силу своего восприятия.
В первый месяц малыш слышит шум погремушки. Если вы коснетесь его стопы, он отдернет ножку, а предметы, которые попадают ему в руки, крепко сжимает. Он может сосредоточенно смотреть на неподвижный предмет.
Двухмесячный малыш уже улыбается в ответ на улыбку, издает звуки, поворачивает голову в ту сторону, откуда идет звук. Чувствует руки, берущего его. Поэтому успокаивается, когда понимает, что это мамины руки и может капризничать, если руки незнакомые. Ручки постоянно сжимает в кулачок. Уже следит за движущимися предметами, узнает близких людей, поднимает головку, когда лежит на животе.
На третьем месяце ребенок уже смеется, хватает ручками висящие над ним игрушки, висящие над манежем. Он легко может переворачиваться со спины набок, поднимает голову и поворачивает ее в стороны. Кулачки разжимает — сжимает, ручками дотрагивается до лица.
На втором этапе начинается совершенствование сенсорики. Теперь родителям надо будет разговаривать с малышом, комментируя свои действия. Интонация в голосе очень важна. Голос должен звучать спокойно. Пусть чаще звучит нежная музыка. Приходит время, когда с ребенком можно играть в игры, которые будут способствовать развитию слуха и зрения. Важно развивать тактильные ощущения ребенка.
Четырехмесячный малыш хорошо узнает маму и чаще любит проводить время только с ней. Он уже что-то лопочет, легко может хватать висящую над ним игрушку. Он очень громко смеется, реагируя на ласковые прикосновения мамы или щекотку. Улыбается с теми, кто приближается к нему, разговаривая с ним.На пятом месяце ребенок крепко держит головку, может высоко задирать свои ножки, сосредоточенно рассматривает яркие цветные картинки. Наступает время для покупки развивающей игрушки, которую малыш ощупывает. Различает знакомых и незнакомых людей.
В шесть месяцев ребенок ползает на четвереньках по полметра, часто целенаправленно, чтобы добраться до игрушки. Умеет самостоятельно сидеть, наклоняться вперед, поворачиваться в стороны. Любимое занятие – перекладывание предметов с места на место и игра с едой. Он знает свое имя, постоянно что-нибудь лопочет.
Третий этап в воспитании ребенка — выработка определенных навыков, таких как: учить малыша мыть ручки, понемногу приучать его к горшку, вырабатывать аккуратность, когда он кушает.
В семь месяцев ребенку становится понятным значение слова «нет». Он легко произносит слоги, па, ма, ба.
Благодаря проявлению ко всему повышенного интереса, в восемь месяцев ребенок может очень долго играть с одной и той же игрушкой. Преодолевает ползком «большие расстояния». Уже пытается самостоятельно встать на ножки , придерживаясь за что-нибудь. Чужих людей не признает совсем. «Папа» и «мама» произносит, обращаясь осознанно. В рот тянет все, что попадается. Хлопает в ладоши и машет ручками, при этом громко что-нибудь говорит или смеется.
В девять месяцев его интересуют книжки, страницы которых он перелистывает. За большим, крупным предметом тянется двумя руками, а вот мелкие предметы берет пальцами. Любит прыгать и приседать, при этом придерживаясь за что-нибудь. Запоминает в процессе игры, где у него ротик, глазки, носик. А потом по чьей-нибудь просьбе легко на них указывает пальчиком. Ему нравится, когда его хвалят.На четвертом этапе физическое развитие ребёнка продолжается, речь и память развивается. Нужно непрестанно расширять кругозор ребёнка, все время объяснять, что хорошо для него и окружающих, что плохо. Всегда серьезно реагировать на плохие поступки ребёнка. В этот период формируются принципы поведения с посторонними людьми и предметами, которые встречаются впервые. Происходит становление психики, формирование эмоций. Очень важно поведение и эмоциональное состояние того человека, с которым ребенок проводит большую часть времени.
Десятимесячный ребенок уже умеет ходить, держась за чьи-нибудь руки. Для него не составляет труда сесть или лечь самостоятельно. Его уже нелегко уложить спать, так как ему все время хочется двигаться. Поэтому с удовольствием играет в подвижные игры, ему нравится танцевать, поворачиваться. Малыш уже умеет открывать ящики в комоде или тумбочке, его все интересует, он может перенести в одной руке несколько небольших предметов.
В одиннадцать месяцев малышу понятно слово «нельзя». Он уже понимает, когда его просят протянуть ручку и поздороваться, помахать рукой, когда надо прощаться. Преодолевает бегом небольшие расстояния. Слова «дай», «мама», «папа», «нельзя», «мяу», «гав-гав» не только четко понимает, но и отлично произносит. Именно в этом возрасте его можно научить самостоятельно пить из чашки.
Для годовалого ребенка не составляет труда пользоваться ложкой, чашкой. Многие дети уже ходят, прыгают, приседают самостоятельно. У него уже есть привязанность к какой –то игрушке, которая становится любимой. Показывает на картинке животных. Легко произносит около 12 слов. Может капризничать, показывая свое несогласие с чем-то, уход того, кто ему был нужен в данный момент. Собирает легко пирамидку или расставляет кубики.
Приведенные этапы развития несколько условны. Родителям не следует упускать из виду, что каждый ребенок по-своему уникален и имеет некоторые особенности в развитии.
Источник: